Рынок фриланса в Украине, как и многие другие индустрии, ощутил на себе влияние пандемии Covid-19. За истекший год заказчики вместо найма сотрудников начали чаще обращаться к сторонним специалистам.
При этом общая культура взаимодействия между сторонами – исполнителями и нанимателями – несколько выросла.
Однако не стоит слишком полагаться на доверие – лучше использовать проверенные механизмы для плодотворного сотрудничества, например, заключение договоров и эскроу-сервисы (когда оплата за услугу передается не сразу продавцу, а независимой третьей стороне – гарант-сервису).
Об этом и других тенденциях отрасли рассказал основатель сервиса удаленной работы Freelancehunt Олег Топчий.
Как отразился коронакризис на рынке фрилансеров?
Последствия пандемии и масштабный переход на удаленный формат работы поспособствовали новому витку в развитии фриланса. Специалисты начали массово регистрироваться на платформах в поисках подработки, а заказчики решили сэкономить на агентствах, обращаясь к исполнителям напрямую.
Через полгода после введения карантинных ограничений одной из наиболее популярных причин прихода на фриланс специалистов была "текущая ситуация с локдауном". А 57,8% заказчиков, согласно нашему исследованию, обращаются к сторонним специалистам, поскольку для штатных работников не хватает загрузки.
Сегодня в Украине только на одной фриланс-платформе зарегистрировано почти 1 млн пользователей, из них около 700 тыс. исполнители и 280 тыс. – заказчики услуг. Прирост фрилансеров в 2020 году составил 35%, а заказчиков стало больше на 25%.
Всего за год клиенты разместили 200 тыс. проектов, что на 18% больше прошлогоднего показателя.
Кто особенно пользовался спросом в пандемию?
Наиболее популярная специальность на фрилансе – это дизайнер. На втором месте программисты, а замыкают тройку копирайтеры. Далее в списке наиболее распространенных профессий – переводчики и маркетологи.
Серьезный прорыв в 2020 году показала мобильная разработка, подняв средний чек заказа. Общий бюджет таких проектов увеличился вдвое.
В полтора раза вырос спрос на юридические и бухгалтерские услуги. Это объясняется тем, что в кризис часть работодателей старается экономить и вместо найма персонала пользуется услугами "внешних" специалистов.
Насколько развита культура фриланса в Украине?
Сегодня услуги на фрилансе предоставляют как новички, так и опытные специалисты. То же касается клиентов – одни со знанием дела отбирают профессионалов, другие же реагируют на низкую стоимость услуг, а потом могут об этом пожалеть.
По внутренней статистике Freelancehunt, 96% проектов закрываются успешно. Участники рынка отмечают, что за последние несколько лет культура взаимодействия между сторонами выросла, однако остается 4% тех, кто-либо не смог договориться, либо попал на недобросовестных пользователей.
Из-за чего чаще всего возникают проблемы между заказчиками и исполнителями?
Зачастую проблемы возникают, когда стороны общаются напрямую и работают на доверии, без какого-либо контроля или гарантий. Подавляющее большинство жалоб связано с недостаточно проработанным техническим заданием (ТЗ) или мошенничеством при оплате в случае работы вне сервиса.
Иногда в службу поддержки поступают жалобы на конкретного пользователя и обвинения в мошенничестве. Часто весомых доказательств в таких случаях нет, так как суть договоренностей понять очень сложно. Кроме того, переписка при этом ведется в сторонних мессенджерах, где диалоги могут быть удалены в одностороннем порядке.
Чаще всего возникают следующие ситуации:
- в процессе выполнения проекта заказчик изменил задание, усложнив или дополнив его. Исполнитель отказался продолжать без финансовой надбавки;
- стороны не утвердили достаточно подробное ТЗ, поэтому на этапе приема работы заказчик получает не совсем то, что ожидал. В некоторых случаях работы вне платформы заказчик может прервать такое сотрудничество;
- исполнитель получил аванс и исчез – наиболее частый вариант при работе напрямую.
Среди более редких случаев мошенничества встречается установка файлов с вирусами или шпионскими программами.
Есть категория заказчиков, которая работает на доверии с незнакомыми людьми. Из-за этого могут возникать неприятные ситуации.
Как можно избежать подобных случаев?
Обезопасить себя можно несколькими способами. Если исполнитель – физлицо, то юридической защитой сторон служит классический договор гражданско-правовой ответственности.
В нем указываются данные сторон, прописывается суть задания. В случае необходимости с таким документом можно обращаться в правоохранительные органы.
Однако заключение такого договора подразумевает налоговую нагрузку. Поэтому фрилансеры, которые не хотят платить 19,5% от своего гонорара, как правило, отговаривают заказчиков от такого оформления отношений.
Вторым и наиболее популярным вариантом может стать сотрудничество через эскроу-сервисы. Перед началом работы заказчик резервирует сумму гонорара на сервисе, деньги замораживаются до момента выполнения работы.
Когда работа принята, сумма переводится исполнителю. В случае каких-либо разногласий создается арбитражная комиссия, которая изучает задание, ход проекта и принимает объективное решение. Поэтому особенно важно вести переписку по проекту в специальной рабочей области, не переходя на сторонние мессенджеры.
По нашим данным, 97% всех проектов на сервисе используют именно такой формат безопасной работы.
Какие конкретные шаги помогут повысить эффективное сотрудничество для обеих сторон?
Заказчикам следует внимательно относиться к выбору будущего исполнителя. Если специалист зарегистрирован на фриланс-сервисе, там собрана вся необходимая информация о нем: рейтинг, портфолио, отзывы. После проверки личности за человеком закрепляется индивидуальный профиль. В случае неудачной работы фрилансер уже не сможет удалить старый аккаунт и создать новый.
Шансы на успешное сотрудничество добавляет подробно описанное техзадание, поскольку нечеткое ТЗ – основная причина разбирательств между сторонами. Лучше потратить время на формулировку задачи, чем потом выяснять, кто прав.
Сами фрилансеры выделяют две основные причины, по которым проект может оказаться неудачным: 38% грешат на неточное ТЗ и 26% – говорят об изменении задания в процессе работы.
Источник: ubr.ua