Выгорание сотрудников: как предотвратить?


выгорание сотрудников фото

Профессиональное выгорание – серьезная проблема нашего века. Скептики утверждают, что тема – надуманная и все проблемы нынешнего поколения возникают от безделья. Однако это не так. По всей видимости такие высказывания исходят от людей, которые не до конца понимают суть проблемы.

Что такое выгорание сотрудников на рабочем месте?

Профессиональное выгорание – это следствие хронического стресса. Представьте, что одна стрессовая ситуация на рабочем месте накладывается на другую, а потом на третью и так до бесконечности, а завершения и выхода этот стресс не находит. Или, например, сотруднику приходится выполнять однотипные задачи, его работа из некогда любимой превращается в скучную.

Коварство проблемы заключается в том, что она настигает специалистов любой сферы – IT, продаж, маркетинга и других.

Разумеется, важно создать условия, которые позволят предотвратить проблему. Игнорирование может привести к текучести кадров, что не очень положительно скажется на репутации компании. Но сложность в том, что на начальных этапах проблему выявить сложно.

Зачастую руководители начинают замечать следующие симптомы выгорания:

  • снижение энергии и самооценки;
  • нарушение концентрации;  
  • безразличие или отвращение к работе;
  • раздражение на коллег;
  • апатичный или негативный настрой;
  • ослабление продуктивности. 

Это лишь некоторые признаки. Свидетельствуют они далеко не о первой стадии. А в результате человек может прочувствовать последствия не только в профессиональном, а и в психологическом и даже физиологическом плане. 

Какие бывают причины профессионального выгорания?

Важно четко понимать причины и стадии профессионального выгорания. А также иметь доверительные отношения в коллективе. Только так можно своевременно предотвратить и устранить проблему. 

Условно выгорание можно поделить на несколько стадий.

  • Первая – полна энергии и планов. Сотрудник генерирует идеи, с радостью выполняет любую просьбу, откликается в помощи. Со стороны эта стадия не выглядит подозрительно. Просто кажется, что сотрудник горит своим делом и получается огромное удовольствие от работы. Но будьте осторожны, потому что «горит» – это ключевое слово. Многие руководители воспринимают этот момент как большое желание работать с высокой самоотдачей и нагружают подчиненных еще большим объемом работы, а по факту…
  • Сотрудник, скорее всего, не отказывает, а молча и усердно перебирается на вторую стадию профессионального выгорания. Он выполняет работы больше, чем другие и чем способен в принципе. Его рабочий день становится длиннее, список задач увеличивается, а уверенность в собственной компетенции куда-то испаряется. Здесь уже могут проявляться признаки в виде усталости или раздражительности.
  • Когда задачам нет предела, а поощрение не соответствует выполненным объемам работы, то у специалиста снижается продуктивность, на его лице все больше читается усталость и подавленное настроение. Могут случаться конфликты с коллегами, перепады настроения, существенное снижение эффективности. Опытный эйчар без труда заметит что-то неладное, обратит внимание на признаки депрессии.

Если до этой стадии специалист не уволился или не спровоцировал собственное увольнение, то картина выглядит печально, потому что на четвертой стадии к общей симптоматике подключаются физиологические проблемы со здоровьем, а также серьезные психические расстройства.   

Причины выгорания очень разнообразны. От неумения выстраивать личные границы, до высокой информационной и эмоциональной нагрузки. Это нужно разбирать индивидуально, поэтому выделим основные возможные причины:

  • высокий поток информационного шума;
  • отсутствие четких целей;
  • конфликты и тяжелая атмосфера на рабочем месте;
  • сотрудники не чувствует значимость своей работы;
  • недостаточный уровень поощрения;
  • низкий уровень оплаты.

Как избежать выгорания сотрудников?

Если вы рекрутер или руководитель, то вполне можете создать комфортные условия для эффективной работы. Прежде всего, поставьте четкие глобальные и локальные цели перед сотрудниками. Нагрузка должна быть соизмерима возможностям специалиста.

Поддержка и помощь в трудных ситуациях не менее важна. Не всегда речь о космической премии. Иногда человеку достаточно, чтобы его усилия просто заметили и поблагодарили за усердие. Разумеется, любая работа должна адекватно оплачиваться. Хорошо, когда в компании предусмотрена разумная система KPI, которая позволяет измерять эффективность по разным параметрам и выплачивать прибавку в соответствии с результатами.

Перспективы развития должны быть не заоблачными, а реальными. Бывает такое, что сотрудник выгорел не от работы в вашей компании, а просто от своих задач. Перевод такого работка в другой отдел буквально возвращает его к жизни и задает новый вектор развития.

Что могут сделать эйчары и руководители для профилактики профессионального выгорания? Наладить доверительные взаимоотношения в коллективе. Построить нормальный рабочий график, организовать тимбилдинг и систему поощрений. А если понадобится помощь в этом деле, компания Вип Эйчар поможет.